Кахетия, Алазанская долина, Грузия: отзыв об экскурсии

Кахетия – главный винный регион Грузии. Однако славится она не только вином. Голубые озера, пышные леса, бескрайние поля, окруженные величественными горами, исторические крепости и монастыри, гостеприимные люди… Кахетия навсегда остается в сердце каждого, кто здесь побывал. Осмотреть весь регион не получится и за неделю, но с опытным гидом можно увидеть все самое главное за 1 день. В отзыве с фото и видео расскажем, как прошла наша экскурсия из Тбилиси в Кахетию, поделимся впечатлениями и дадим полезные советы.

кахетия грузия

Чего ждать от Кахетии

Мы уже успели поездить по Грузии и выяснить, что регионы в этой маленькой стране не похожи друг на друга. Различается даже природа, причем иногда очень сильно. Кахетия – это легендарная Алазанская долина, извилистые дороги, над которыми деревья образуют естественные коридоры (настоящая сказка!), бесконечные поля виноградников. Люди тут очень гостеприимные, добрые, много шутят и от души смеются. Здесь туристы чувствуют себя так, будто оказались дома у родной бабушки – тут гостям действительно сердечно рады.

Поехав на экскурсию из Тбилиси в Кахетию, мы и не думали, что это будет один из лучших туров в нашей жизни. А он оказался именно таким. Мы любовались фантастической природой, узнали важные факты из истории Грузии, послушали легенды и реальные истории о жизни великих людей. А еще пекли хлеб в традиционной печи, собирали виноград, разбирались в тонкостях виноделия (и даже внесли свой вклад в создание вина, почувствовав себя Челентано), а потом наслаждались грузинским гостеприимством.

Когда лучше ехать

Климат в Кахетии очень мягкий – тут тепло почти круглый год. Летом, как и во всей Грузии, здесь может быть жарко; температура поднимается выше 30 градусов. Осень (до ноября) и весна (начиная с марта) – золотая пора для поездки в Кахетию из Тбилиси, так как погода тут очень приятная. Зимой виноградников вы толком не увидите, но с комфортом посмотрите достопримечательности и выпьете вина. Словом, региону есть чем вас удивить круглый год.

Как выбрать тур

Гуляя по Тбилиси или Батуми, вы не раз получите приглашение поехать на экскурсию в Кахетию – гидов на улицах много. Мы почитали отзывы и решили не брать такие туры, потому что они далеко не всегда оказываются удачными. Долго искали подходящий вариант и нашли предложение от Explorer Tours Georgia. Первым делом мы отправились на экскурсию в Казбеги с гидом Ираклием (отзыв о поездке можно почитать здесь). Нам настолько понравился его профессионализм и открытость, что мы ни секунды не думали, с кем ехать в Кахетию. За нашего гида можем поручиться на все 100, так что от души советуем. Скажите Ираклию, что вы от нас, чтобы получить скидку 10%.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от 🌴 Путешествия 💡 Лайфхаки ✈️ (@trip.advice)

Родина легендарного вина

В нескольких километрах от Тбилиси находится небольшое село Манави. Если ехать в Кахетию самостоятельно, вы его можете даже не заметить. В Манави сохранилась историческая крепость и несколько храмов, но важнее всего другое. Именно в этом месте произрастает редкий сорт винограда Мцване. Из него делают легендарные манавские «зеленые» или обогащают им марочные вина. Самые известные напитки региона:

• «Цинандали»;
  • «Ркацители»;
  • «Манави».

виноградники кахетии

Во время экскурсии в Кахетию мы остановились у виноградников в Манави, чтобы понаблюдать за работой местных жителей. Тут же убедились, что кахетинцы – народ добродушный, а гостей здесь принимают как родных. Пока мы делали фото, нам принесли виноград – просто так, от души. Угостили и дали с собой. Невероятно!

Грузинский хлеб

Индивидуальная экскурсия хороша тем, что по пути можно сделать такие остановки, которые в автобусных турах не предусмотрены. Мы, например, заехали на мастер-класс по выпечке грузинского дедис пури («мамин хлеб») в традиционной печи тонэ. Местные женщины показали, как правильно раскатывать тесто и как «прикрепить» его к стене печки, от которой идет жар. Это действительно интересно! Продолжая путь из Тбилиси по Кахетии, мы ели горячий хлеб, который приготовили сами. Необычный опыт, это запомнится на всю жизнь.

Алазанская долина

В Алазанской долине находятся главные винодельни Грузии. Это место – щедрый подарок самой природы. Мягкий климат и плодородные почвы создают идеальные условия для выращивания винограда. Знаменитые грузинские вина «Киндзмараули», «Ахашени», «Цинандали» рождаются здесь, в Алазанской долине. Река Алазани несет с собой грязь, которая обогащает почву. Именно поэтому ведущие вина Кахетии имеют узнаваемую естественную сладость. Лучшие виноградники Грузии находятся здесь – всего в нескольких часах езды от Тбилиси.

алазанская долина виноград

Размер Алазанской долины относительно небольшой – примерно 20 на 200 км. Однако осмотреть все ее достопримечательности за 1 день все равно непросто, поэтому нужна экскурсия. Нам повезло с гидом: Ираклий не только показал интересные места, но и поделился любопытными историями, рассказал местные легенды и необычные факты.

Цинандали

Это не только название легендарного вина, но и удивительное село в Кахетии, с которого началась европеизация Грузии и история современного виноделия. Здесь находится усадьба князей Чавчавадзе. Комплекс Цинандали – это дом-музей, ботанический сад с редкими для этих мест растениями, первый в Грузии винный завод, внушительный винный погреб, роскошные виноградники, отель и кафе. Здесь можно не только ознакомиться с историей (сколько невероятных фактов мы узнали!), но и просто хорошо провести время, гуляя по парку.

цинандали грузия

В Цинандали мы отправились на экскурсию в дом-музей Чавчавадзе, где местный гид провел нам тур по комнатам на русском языке. Мы узнали, какие известные люди бывали в этом доме, кто с юных лет носил траур до конца жизни (вы точно слышали о муже этой женщины), для кого был разбит сад снаружи. Больше подробностей об этом месте нам рассказал наш гид Ираклий, который хорошо знает историю рода Чавчавадзе.

Телави и крепость Греми

Во время экскурсии по Кахетии мы побывали в городе Телави. Достопримечательностей здесь немного, но он все равно является магнитом для туристов. В Телави будто оживают кадры знаменитого «Мимино», находится крепость VII века, а также десятки виноделен. Визитная карточка Телави – 900 летний платан (необъятное дерево, известное далеко за пределами Грузии). Неподалеку от города находится учебный аэропорт «Мимино». На его месте велись съемки одноименного фильма, а сегодня здесь тренируют молодых пилотов.

Совсем рядом расположена знаменитая крепость Греми. Когда-то она была центром столичного поселения. Город пал, а крепость выстояла и прекрасно сохранилась до наших дней. Неподалеку находится Некреси – небольшой, но очень атмосферный монастырь на вершине горного хребта, с которым связана интересная легенда. Во время экскурсии по Кахетии вам предстоит выяснить, как нескольким монахам удалось отпугнуть огромное вражеское войско, и почему свиньи в этом месте считаются священными животными.

Озеро Ильи

Неподалеку от Кварели находится озеро Ильи, до которого точно стоит добраться из Тбилиси. Это впечатляющий искусственный водоем. Голубая вода, обрамленная горными хребтами, напоминает зарисовку из сказки. Наш гид изъездил Кахетию вдоль и поперек, поэтому сразу показал нам лучшую смотровую площадку, с которой открывается просто чудесный вид на озеро Ильи и окрестности.

кахетия алазанская долина

Праздник Ртвели в Кварели

Ртвели – праздник сбора урожая в Грузии, восходящий к древним временам. Он не привязан к конкретным датам. Его проводят осенью, когда наступает пора собирать виноград. В Грузии трепетно оберегают традиции проведения Ртвели. Многие жители Кахетии и по сей день собирают виноград весело и с песнями, затем давят его, помещают в особые сосуды в погребах и готовят домашнее вино. Попасть на Ртвели в Кахетии стоит хотя бы раз в жизни – постарайтесь съездить на этот праздник из Тбилиси с экскурсией.

Мы приехали в Кварели в гости к грузинской семье, которая делает вино уже много лет. Ее продукция пользуется успехом далеко за пределами Грузии. Хозяин принял нас с истинным кахетинским гостеприимством. Сначала мы отправились на экскурсию по виноградникам. Но прохлаждаться нам не пришлось – мы тут же начали собирать виноград. Фантастический опыт! Когда машина была заполнена ведрами с ягодами, мы поехали на семейную винодельню. Виноград давили ногами, как это принято на празднике Ртвели: весело и с музыкой (посмотрите видео).

Хозяин рассказал нам о технологии квеври, которая считается нематериальным наследием Грузии и включена в список ЮНЕСКО. Традиционные керамические сосуды для брожения вина, находящиеся под землей погребов марани, используются виноделами по сей день. Именно в таких местах и готовят лучшие вина в Кахетии и всей Грузии.

Грузинское застолье

Наша экскурсия и праздник Ртвели в Кварели завершились традиционным застольем. Тут мы еще раз увидели, каким бывает грузинское гостеприимство. К хозяину винодельни в Кварели приезжает много туристов с экскурсиями, однако он без труда запомнил каждого из нас по именам. Мы расселись небольшими компаниями, так как помимо нас на Ртвели приехали и другие люди с индивидуальными экскурсиями. Хозяин нашел время для каждого: угостил вином, произнес тост, поговорил. Стол был накрыт невероятный: лучшие блюда грузинской кухни, закуски, вино, чача – глаза разбегались от обилия еды. Это был один из самых «вкусных» наших вечеров в Грузии.

Для многих туристов Кахетия недаром становится основной причиной поездки в Грузию – это невероятное место, в котором нужно обязательно побывать с экскурсией. Бесконечные виноградники, живописная природа, впечатляющая многовековая история – настоящий магнит, который манит путешественников со всего мира. Не успев уехать отсюда, вы захотите вернуться назад. Сочные ягоды винограда хранят в себе тепло солнца, которое вы почувствуете и от вина, налитого в ваш бокал гостеприимным кахетинцем. Оно навсегда останется в вашей душе вместе с воспоминаниями от экскурсии в Кахетию.